КОГДА НА ПРАЗДНИЧНОМ СТОЛЕ ПОЯВЯТСЯ АЗОВСКИЕ ПРОХОДНЫЕ ОСЕТРОВЫЕ РЫБЫ?

В преддверии праздников все чаще жители Приазовья задают ихтиологам вопрос, когда же на праздничном столе вновь появятся проходные азовские осетровые рыбы и черная икра. А, может быть, уже и ждать нечего? Почему исчезли осетровые, и что происходит с видами, вылов которых с 2000 г. запрещен, а искусственное воспроизводство продолжается?

Напоминаем, что уже в 1990-х годах в Азовском бассейне промысловое значение сохраняли только два вида осетровых: русский осетр (Acipenser gueldenstaedtii Brandt) и севрюга (Acipenser stellatus Pallas). Промысел белуги (Huso huso L.) был запрещен с 1985 г., вид занесен в Красные книги России и Украины. Пресноводная стерлядь (А. ruthenus L.) также занесена в Красную книгу, а исключительно редко заходивший в Азовское море шип (A. nudiventris Lovetzky) промыслового значения никогда не имел.

Промышленное воспроизводство осетровых рыб в Азовском бассейне существует с 1956 г. и доказало свою результативность и высокую экономическую эффективность. К 1990 году общая численность азовских севрюги и русского осетра составляла 16,5 млн шт., а промысловые запасы – более 50 тыс. т. При этом стадо было сформировано более чем на 90 % за счет промышленного воспроизводства.

Устойчивый рост запасов севрюги и осетра вплоть до 1990-х годов происходил в условиях ведения интенсивного официального промысла. Существовавшие меры регулирования промысла осетровых рыб и их промышленное воспроизводство следует оценивать, как успешное создание рационального осетрового хозяйства в Азовском бассейне. Однако полное уничтожение этой хорошо отлаженной системы обусловили политические события 1990-х годов, негативное воздействие которых, в первую очередь, выразилось в массовом незаконном вылове осетровых рыб. После распада Советского Союза, в условиях использования биологических ресурсов Азовского моря двумя государствами − Россией и Украиной, за короткий временной период была практически полностью истреблена промысловая часть популяций − основа, обеспечивавшая успешное промышленное воспроизводство.

По учету 2000 г. в море оставалось мене 6 млн шт. осетровых рыб, а промысловый запас снизился до 8 тыс. т – более чем в 6 раз. Запрет промысла русского осетра и севрюги с 2000 г. явился вынужденной мерой, направленной на предотвращение полного истребления осетровых рыб в Азовском бассейне. Однако и после запрета официального промысла запасы осетровых продолжали прогрессивно уменьшаться. Объясняется это тем, что из двух определяющих формирование запасов осетровых рыб факторов: масштаба искусственного воспроизводства и величины изъятия, главным остается незаконный вылов.

В последние 5 лет поимка осетровых в учетных траловых съемках носит случайный характер. Начиная с 2014 г. наблюдается некоторое увеличение численности русского осетра и севрюги. И связано это, в первую очередь, с усилением охраны Азовского моря, в т.ч. у побережья Крыма. Численность популяции русского осетра оценивается порядка 300 тыс. шт., массой около 300 т. Численность популяции севрюги находится на уровне 25 тыс. шт., массой около 17 т. Следует также отметить некоторое увеличение объемов выпуска проходных осетровых рыб в Азовское море.

Состояние популяций азовских осетровых рыб в настоящее время остается критическим. Основу запаса составляют рыбы непромысловых размеров, преимущественно в возрасте до 5 лет. Эффективный промысел осетровых базируется на изъятии 60 % зрелой части популяции. Самки русского осетра созревают, в среднем, в 17 лет, самки севрюги – в 13 лет. Поэтому даже при благоприятных природных условиях, достаточных объемах промышленного воспроизводства и ликвидации незаконного вылова азовские осетровые рыбы вновь могут стать перспективными объектами промысла не ранее 2025 г.