Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

+7(863) 262 48 50 (приемная)

+7(863) 262-05-05 (факс)

info@azniirkh.ru

Рыбному экспорту предписано подорожать

Реально ли за несколько лет удвоить отдачу от российского экспорта рыбы и морепродуктов и как этого добиться, обсудили участники круглого стола на площадке агропромышленной выставки «Золотая осень».

8 млрд долларов на горизонте

Круглый стол «Экспорт рыбной продукции: из морских глубин в глубину переработки» собрал 10 октября на ВДНХ представителей крупных рыбопромышленных компаний, ассоциаций, органов власти и научных организаций. Модератором мероприятия выступил президент ВАРПЭ Герман Зверев.

Амбициозную задачу по повышению экспорта сельхозпродукции, которая включает и рыбные товары, озвучил замминистра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. По расчетам Минсельхоза, стоимость экспорта рыбы и морепродуктов к 2024 г. может возрасти на 4,1 млрд долларов — до 8 млрд долларов.

«Нам предстоит его практически в два раза увеличить. Задача достаточно серьезная и амбициозная, мы понимаем, что объемы добычи мы с вами в таком количестве не нарастим, – признал глава федерального агентства. – Необходимо искать другие источники, другие ресурсы для увеличения стоимостного экспорта. Поэтому основная задача – это увеличение стоимости от тонны экспортируемой продукции».

Как сообщает корреспондент Fishnews, потенциал в Росрыболовстве видят прежде всего в увеличении глубины переработки, чтобы поставлять на зарубежные рынки более дорогую продукцию. На это направлен и механизм инвестиционных квот, и поправки, которые планируется внести в Налоговый кодекс. Определенные надежды в ведомстве связывают с развитием аквакультуры, особенно по такому специфическому направлению, как осетровая икра.

Илья Шестаков посоветовал производителям не забывать о маркетинге. «Это создание некоммерческого объединения «Русская рыба», которое позволит нам продвигать продукцию не только на внутреннем рынке, но и за рубежом, — заявил он, добавив, что российским компаниям придется как выводить на уже освоенные рынки новые продукты, так и завоевывать новые рынки. — Без отлаженной системы маркетинга нам будет очень сложно».

По словам главы Росрыболовства, в рамках нацпроекта обсуждаются и другие направления «стимулирующего характера». Такие, как возможность предоставления субсидий для рыболовства в отдаленных зонах Мирового океана. Кроме того, важно выдержать баланс между внутренним и внешним рынками и не допустить нехватки рыбы на российских прилавках.

Где искать прибавку

Директор ВНИРО Кирилл Колончин предложил понять, будем ли мы наращивать экспорт в физическом выражении – за счет вылова и возможной прибавки от аквакультуры – или в стоимостном. В первом случае не обойтись без научных исследований и разведки запасов, разработки новых орудий лова и технологий промысла. Во втором — потребуются прорывные технологии для производства востребованных продуктов из ВБР, в том числе в области фармакологии.

По словам первого замгубернатора Мурманской области Алексея Тюкавина, в натуральном выражении рыбакам наращивать нечего, ресурс на Северном бассейне ограничен. Зато по стоимости резервы есть, поскольку в структуре экспорта большую часть занимает замороженная рыба. Причем стимулировать, по мнению замглавы региона, нужно в первую очередь береговую переработку, которой остро не хватает загрузки. В качестве мер поддержки рыбопереработчиков он предложил ввести субсидии, налоговые льготы и разрешить ввоз сырья из Норвегии.

Чтобы продавать за рубеж более дорогую продукцию, государству стоит установить заградительные пошлины для экспорта сырья или дифференцировать с той же целью ставки сбора за пользование ВБР, считает председатель совета директоров «Агамы» Юрий Алашеев. Иначе российским переработчикам трудно конкурировать с европейскими заводами.

С таким подходом не согласился глава Росрыболовства, отметив, что даже если закрыть весь экспорт сырья, это не отменит вопроса, кто будет покупать за рубежом переработанную внутри России рыбу. «Вы хотите за счет условно говоря рентабельности рыбаков создать для себя конкурентные условия, — указал Илья Шестаков. — Может быть, надо ставить этот вопрос в рамках ВТО и добиваться отмены заградительных пошлин в ЕС?» В свою очередь Герман Зверев напомнил, что в десятке мировых экспортеров рыбы, которые за последние десять лет показали наибольший рост, кроме России ни одна страна не применяет такую меру как ставка сбора.

Представитель группы «Норебо» Вячеслав Стурзу рассказал о трех основных направлениях развития, которые видят в компании. Это обновление флота, в том числе предусматривающее переход на выпуск продукции глубокой переработки. Это инвестиции в береговую переработку, поскольку даже на современных судах нет возможности выпускать широкий ассортимент товаров. И это маркетинг, активное освоение новых рынков, включая ретейл, фуд-сервис и другие сегменты.

Рыбные головы – ценный ресурс

Впрочем далеко не всегда для извлечения дополнительной прибыли рыбу требуется непременно подвергать глубокой переработке. Не меньший доход может принести минимальное вмешательство.

«Мы видим сегодня, что основную цену имеют те объекты, которые поставляются в живом или в охлажденном виде, — обратил внимание президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов. — И это не только крабы. Например, на территории Китая мы нашли рынок для поставок живой камбалы. Это оказался настолько востребованный проект, что предприятия заинтересованы не только строить заводы по береговой переработке, но и изыскивать возможности строительства современных судов, которые могли бы обеспечить поставки таких уловов в свежем или охлажденном виде. Это могло бы дать значительный прирост к стоимости экспорта».

Весьма доходными могут оказаться и другие, на первый взгляд, нишевые продукты. Например, соленая треска, которая пользуется стабильным спросом в ряде стран, прежде всего в Португалии, а по рентабельности вполне сравнима с филе. По мнению специалистов, мощным резервом для отрасли должны стать отходы рыбного производства, которые сегодня в подавляющем большинстве случаев просто выбрасываются. В идеале нужно добиваться не глубокой, а полной переработки выловленной рыбы, включая головы, хребты и субпродукты — на них тоже есть спрос на рынке.

Как отметил гендиректор Южно-Курильского рыбокомбината Константин Коробков, качество отечественной рыбной муки далеко от уровня топовой продукции. А статистика по ее производству совсем не коррелирует с уровнем вылова белой рыбы. Это говорит о том, что большая часть отходов до сих пор летит за борт. Более того, есть опасения, что даже новые суда, построенные под инвестквоты, будут оборудованы установками не по переработке, а по утилизации рыбных отходов, что не позволит получить продукт высокого качества, востребованный за рубежом.

Кроме того, на Дальнем Востоке, в отличие от Мурманска, далеко не исчерпаны возможности по эксплуатации ресурсной базы. По мнению гендиректора «Южморрыбфлота» Александра Ефремова, сейчас к российским берегам подошли большие объемы ресурсов, которыми надо воспользоваться. Это касается не только иваси или скумбрии, но и такого хронически недоосваиваемого объекта промысла, как кальмар.

Выход на привлекательные внешние рынки для отечественных предприятий нередко осложняется бумажными барьерами, которые не снять без содействия государства. По словам Александра Ефремова, береговые дальневосточные заводы уже несколько лет не могут получить аттестацию для поставок в Китай рыбной муки и жира. А президент Союза осетроводов Александр Новиков пожаловался на запрет экспортировать в ЕС черную икру и другую продукцию аквакультуры, поскольку Россельхознадзор до сих пор не смог договориться с европейскими коллегами об общих правилах.

Участники круглого стола также неоднократно обращались к опыту Норвежского совета по морепродуктам, весьма успешно способствующему популярности и повышению ценности рыбной продукции из Норвегии в самых разных уголках мира. Вывод очевиден: без тщательного исследования рынков, позволяющего понять, какие продукты и в каком виде будут наиболее востребованными, сложно рассчитывать на результат. Как и без грамотно выстроенной маркетинговой политики по активному продвижению бренда российской рыбы.

Fishnews

Важные события