Вступили в силу изменения Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна

Новости архив 427

Часть 2. Что важно из нового для промышленного рыболовства?

Итак, приказом Минсельхоза России от 29 ноября 2017 года № 596 (зарегистрирован Минюстом России 27 декабря 2017 года под регистрационным номером 49488) внесены изменения в Правила рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, вступившие в силу 08 января 2018 года.

Что нового и важного изменилось в правилах ведения промысла в Азовском и Черном морях и внутренних водных объектах?

Большой блок изменений произошел в правилах добычи водных биоресурсов в Азовском море, в район которого входят собственно Азовское море с бассейнами впадающих в него рек, в том числе река Дон ниже плотины Цимлянской ГЭС с притоками (за исключением реки Маныч), река Кубань ниже Краснодарского гидроузла с притоками, река Протока, лиманы с бассейнами впадающих в них рек, Керченский пролив (в границах от линии мыса Такиль - мыса Панагия на юге до линии мыса Хрони - мыса Ахиллеон на севере), а также все заливы и бухты.

Здесь вступили в силу новые ограничения и запреты рыболовства, что вызвано процессом дальнейшего осолонения собственно Азовского моря и Таганрогского залива и сокращением ареала и запасов наиболее ценных видов проходных и полупроходных рыб (рыбца, судака, леща, тарани), а также запасов бычков. Кроме того, продолжается стагнация запасов пиленгаса на низком уровне, хотя процесс осолонения должен был привести к восстановлению и росту его промыслового запаса.

На фоне сокращения запасов наиболее востребованных и привычных, традиционных объектов рыболовства на протяжении последних лет постоянно раздаются призывы и предложения отдельных обеспокоенных граждан поступить радикально – полностью закрыть для рыболовства крупные районы – Таганрогский залив, Нижний Дон, азовские лиманы Краснодарского края, эта мера де сохранит и восстановит запасы рыб.

Если бы это привело к восстановлению запасов!

К сожалению, еще высок уровень незаконного рыболовства. Приведу пример. Уже два года полностью запрещен промысел раков в Ахтарском лимане. И что, запасы раков там восстановились? Увы, их продолжают ловить. Другой пример. Уже два года подряд приказами Минсельхоза России промысел пиленгаса в вышеописанном районе Азовского моря закрывается в мае-июне до конца года, а его добыча полностью запрещается. Но мы видим вплоть до 31 декабря продажу свежевыловленного пиленгаса как на рынках, так и в неорганизованных точках торговли повсеместно и в больших количествах.

Та же самая картина и с азовским судаком.

Поэтому, кроме запретов, необходимо еще и их соблюдение, без чего никакие запреты не будут действенными.

Как говаривал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин еще в XIX веке, «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». В этом смысле, наблюдая на рынке развалы свежего судака и пиленгаса в период полного запрета их промысла, понимаешь, что с XIX века мало что изменилось.

Тем не менее, опускать руки и не предпринимать никаких мер по сохранению водных биоресурсов нельзя, а вводить законодательные запреты и ограничения рыболовства для предотвращения полного уничтожения их промысловых запасов (как это случилось с осетровыми видами рыб) необходимо.

Итак, новой редакцией Правил рыболовства в районе Азовского моря, включая Таганрогский залив, реку Дон ниже плотины Цимлянской ГЭС со всеми притоками (за исключением реки Маныч), реку Кубань ниже Краснодарского гидроузла со всеми притоками, реку Протока, азовские лиманы Краснодарского края полностью запрещена добыча (вылов) судака, берша и чехони (пункт 16). В случае прилова этих запрещенных видов рыб они должны с наименьшими повреждениями, независимо от их состояния (даже нежизнеспособные), выпускаться в естественную среду обитания (пункт 13.4.4). Их изъятие из среды обитания и оприходование прилова в любом виде не допускается.

Мера жесткая, но необходимая. Теперь ответственность за сохранение судака, чехони и берша лежит на правоохранительных органах, которые осуществляют контроль за рыболовством, транспортировкой и реализацией водных биоресурсов и продукцией из них, а также решают другие вопросы, связанные с незаконным оборотом ВБР.

Ограничения коснулись и других видов рыб (леща, тарани, рыбца, сырти, толстолобика, белого амура, сазана, сома, красноперки, карася, густеры, окуня, жереха, линя, уклеи и других видов рыб, входящих в группу частиковых), на состояние популяций которых негативно сказывается повышенный уровень солености Азовского моря и которые также требуют дополнительных мер по сохранению запасов. Сроки промысла частиковых рыб сокращены на 2 месяца на период их массовых нерестовых миграций и нереста. Теперь промысел частиковых видов рыб весной у азовского побережья, в реках Кубань и Протока, а также лиманах будет прекращаться 15 марта, чтобы дать возможность рыбам дойти до нерестилищ и дать потомство. Ранее промысел заканчивался 15 мая. Кроме того, сокращено общее промысловое усилие на промысле частиковых рыб за счет запрета использования подъемных ловушек и вентерей во всех районах промысла, кроме нижнего течения реки Дон, где традиционный зимний промысел частиковых вентерями хоть и сохранен, но значительно ограничен количеством орудий лова – не более 20 единиц на весь район.

Из морских лиманов Азовского моря промысел частиковых рыб и, прежде всего, тарани, сохранен в Бейсугском и Ахтарском лиманах и полностью запрещен в Ейском лимане. Ейский лиман становится фактически закрыт для промысла всех видов рыб: здесь запрещено добывать, кроме частиковых рыб, также пиленгаса, бычков и тюльку.

Поскольку орудия лова частиковых видов рыб и пиленгаса достаточно близки по типам конструкции и применяемой ячее сетеполотна, сроки окончания весеннего промысла пиленгаса также синхронизированы со сроками промысла частиковых рыб – 15 марта, и из орудий добычи пиленгаса также исключены подъемные ловушки и вентеря.

Еще одна новая мера по сохранению водных биоресурсов касается промысла бычков подъемными ловушками в прибрежной пятикилометровой зоне Азовского моря, в Таганрогском заливе и Керченском проливе, включая Таманский и Динской заливы. Поскольку практика применения подъемных ловушек с «бычковой» ячеей сетеполотна не менее 18 мм и не более 24 мм показала повышенную долю объячеивания рыб в горловинной части ловушек (и эта рыба погибает и в дальнейшем не используется, выбрасывается рыбаками), новой редакцией Правил рыболовства внесены изменения в конструкцию подъемных ловушек: с целью снижения объячеивания рыбы допускается во входной горловинной части ловушки вставка из дели с ячеей не менее 6,0 мм на протяженности не более чем на 1/4 высоты (длины) ловушки.

Кроме того, в районе Азовского моря (из разрешенных районов – в реке Дон ниже плотины Цимлянского гидроузла), как и в других ракопромысловых районах действия Правил рыболовства, вводится ограничение размера, конструктивных особенностей (количества входов) и количества разрешаемых к использованию для добычи раков раколовок. Ранее разрешалось использование многовходовых длинных китайских раколовок длиной до 5 м. Однако мониторинг промысла показывал наличие высокого прилова молоди рыб в указанные раколовки. Поскольку обслуживать такие раколовки на воде затруднительно, рыбаки снимают раколовки в месте промысла и вместе с уловом доставляют на берег, где уже и перебирают улов. При таком рыболовстве весь прилов молоди рыб погибает и идет в утиль, что нельзя рассматривать как рациональное ответственное рыболовство. Поэтому размер длины раколовок новой редакцией Правил рыболовства ограничен 1 м, а количество входов – 2.

При этом в разрешении может быть указано только ограниченное количество таких раколовок – не более 160 ед. на 1 тонну вылова раков. Эта норма действует также и для ракопромысловых водоемов бассейна реки Маныч – Усть-Манычского, Веселовского и Пролетарского водохранилищ.

Близкая величина ограничений - не более 150 ед. раколовок на 1 тонну вылова раков установлена и для Цимлянского водохранилища.

В Веселовском водохранилище (территория Ростовской области) новой редакцией Правил рыболовства образовано еще одно запретное пространство для промышленного (как и для любительского) рыболовства – акватория балки Соленая на северном участке водохранилища. Указанное запретное пространство дополняет ранее сформированные участки, на которых с целью сохранения водных биоресурсов в местах массового размножения рыб и нагула молоди были введены такие же круглогодичные запреты рыболовства – в балке Большая Садковка, балке Малая Садковка, балке Куцая и балке Бугинская. Надеемся, расширение запретных для любительского и промышленного рыболовства пространств в интенсивно эксплуатируемом Веселовском водохранилище позволит стабилизировать здесь запасы рыб и будет способствовать более эффективному их воспроизводству и пополнению.

Для соленых водоемов (с содержанием солей более 40 г/л) засушливой зоны (восток Ростовской области, север Ставропольского края и юг Республики Калмыкия) новой редакцией Правил рыболовства разрешается новый вид промысла – добыча планктонных ракообразных (кладоцеры, копеподы, мизиды) в течение всего года ручными сачками, планктонными сетями и волокушами. При добыче планктонных ракообразных ручными сачками допускается использование насосов производительностью не более 45 куб. м в час или лодочных моторов для создания потока воды. Этот неиспользуемый в настоящее время резерв сырьевой базы гипергалинных водоемом юга России крайне востребован рыбоводными предприятиями и аквариумистикой.

В Черном море новая редакция Правил рыболовства вносит немного изменений в правила промысла.

Прежде всего, уточнено название традиционных орудий лова барабули и ставриды – донные ставные невода.

Теперь специализированный промысел одностенными ставными сетями с ячеей 100-120 мм и наживными крючьями (донными ярусами) осуществляется не только в отношении акулы-катран, но также и скатов (эта мера позволяет не учитывать многочисленных скатов в общем объеме разрешенного прилова при промысле малочисленной акулы).

Кроме того, скаты одновременно остаются объектом специализированного промысла ставными одностенными сетями ячеей 200-240 мм вместе с камбалой-калкан. Размер ячеи ставных сетей при промысле акулы, скатов и камбалы-калкан ограничен не только «снизу» минимальным размером 100 и 200 мм соответственно, но также и «сверху» 120 и 240 мм соответственно.

В связи с ликвидацией в Черном море (как и в других морях России) института рыбопромысловых участков, новой редакцией Правил рыболовства признан утратившим силу пункт 42.16, что позволяет с 8 января 2018 г. вести промысел камбалы-калкан у побережья Краснодарского края в режиме промышленного рыболовства.

Кроме того, с целью сохранения камбалы-калкан в Черном море введен запрет на ее прилов при осуществлении добычи хамсы разноглубинными тралами. Прилов камбалы в любом виде должен быть выпущен в море.

Остается разрешенным прилов камбалы-калкан только при осуществлении добычи (вылова) шпрота (кильки), который ограничивается одним экземпляром камбалы за одну операцию по добыче (траление).

В случае дальнейшего снижения запасов камбалы-калкан в Черном море в повестку дня становится вопрос введения запрета ее разрешенного прилова и при траловом промысле шпрота.

Новой редакцией Правил рыболовства также снижен минимальный промысловый размер шпрота (кильки) с 6,0 до 5,5 см.

В целом, новые изменения Правил рыболовства позволяют несколько сблизить, гармонизировать размер промыслового усилия и привести его в соответствие с изменениями размера сырьевой базы отдельных видов водных биоресурсов в изменяющихся экологических условиях среды обитания водных биоресурсов, изменениях законодательства и роста количества рыбодобывающих организаций.

Позволят ли новые дополнительные ограничения рыболовства обеспечить сохранение водных биоресурсов и устойчивость рыболовства в условиях интенсивного антропогенного использования их запасов, покажет время.

Похожие материалы